Коллективная медитация на картину Н.Рериха “Чаша Христа” состоится 18.04.2017 в 20:00 мск
Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь,
Седые серебристые маслины
Пытались вдоль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставя за стеной,
Он им сказал: “Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной”.
Он отказался без притворства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем уничтоженья и небытия.
Простор Вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И глядя в эти черные провалы, пустые, без начала и конца,
Чтобы эта чаша смерти миновала молил Он своего Отца.
Смягчив молитвой смертную истому.
Он вышел за ограду. На Земле
Ученики, осиленные дрёмой,
Лежали в придорожном ковыле.
Он разбудил их: “Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт,
Час сына человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст”.
И лишь сказал, неведомо откуда толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди – Иуда с предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам и ухо одному из них отсёк.
Но слышит: “Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионы
Отец не снарядил бы мне сюда?
И волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизней подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно, Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу во имя страшного его величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржы каравана,
Столетья поплывут из темноты.”
Б.Пастернак 1949 год
В истории мира особенно хорошо запечатлён подвиг Христа, испившего чашу яда во имя спасения планеты. В 1925 году Н.К. Рерих создал картину, которая называется “Чаша Христа”. На ней запечатлен известный евангельский сюжет – Моление о Чаше. Место моления Христа и сам он, освещены не земным золотисто-голубым сиянием, в противовес которому, мы видим в низине город покрытый густым туманом…Полночным сверкающими звездами небом, среди скал, озарённая мягким светом, изображена коленопреклонённая фигура Христа с воздетыми вверх руками. Его лицо в благоговейной молитве обращено вверх, к звёздам. Там виднеется группа звёзд, своим очертанием напоминающая чашу. Это созвездие Орион. Чаша подвига Христа соединяется с Чашей созвездия, пославшего священный Камень миру. Таким образом, в сюжет этой В истории мира особенно хорошо запечатлён подвиг Христа, испившего чашу яда во имя спасения планеты.
В сюжет этой картины Рерих вкладывает мысль о сокровенной связи жизненного пути Великого Учителя Христа с влиянием созвездия Орион на судьбы земного человечества.
Низкий горизонт открывает огромное пространство неба. Большую часть рисунка Рерих проработал четкими линиями и только на дальнем плане остались нетронутыми еле заметные следы карандаша. Там просматривается облако в виде распятой фигуры, а над ним – размытое изображение Чаши с широкой подставкой, как ее рисовали старые мастера.
Сцену моления художник переместил в верхний левый угол, горизонт же замкнул двумя скалистыми утесами и строениями под ними.
В картине распахнулось огромное пространство с мерцающими звездами, и этот голубой небесный огонь, в который облечен и Христос, завораживает своим мощным сиянием. Туда, в высшие сферы, устремлен и лик Христа. Его светящиеся в молении руки направлены к созвездию, которое своим абрисом напоминает чашу на высоком подставе.
Мотив Чаши присутствует здесь во всём, прежде всего в композиционной канве. Актуализированная диагональ трансформировалась в кривую, экстатически возносящуюся вверх. Стволы деревьев, уравновешивающие бег линий на восток, обрисовывают правую половину чаши. Она в геометрической прогрессии расширяет свои границы и, кажется, охватывает собой всю Вселенную. В центре ее – Христос, принесший себя в жертву во имя искупления грехов человечества.
Картина не только воскрешает подвиг Спасителя, но и призывает причаститься из Чаши вселенской любви. Иисус молится не только за избавленье от “сии чаши”, но и за всё человечество, которое погрязло во тьме и невежестве. Символически “моление о чаше” означает и моление о накоплении огненных сокровищ в бессмертной сущности человека. Каждое положительное качество духа – мужество, преданность, сострадание, любовь отлагает в чаше накоплений огненный кристалл.
За спиной Христа возвышается тёмный силуэт иерусалимской горы Мория с храмом на вершине. Таким образом, Н.К. Рерих вводит в картину ещё и тему священной горы – символа Великой Жертвы. «На гору Мории ходили для жертвы». А в долине скрытый туманом простирается спящий город, в котором с рассветом начнётся для Спасителя Мистерия Чаши Искупления.
Именно Мистерия, основанная на Таинстве Великой Жертвы, согласно евангельскому сюжету, была совершена Христом, который пытался утвердить в сознании своих учеников символы всеобъемлющего Служения миру, или готовности пострадать за Истину, чтобы закрепить память о подвиге и завете, с ним связанном, в грядущих поколениях. Вот слова Христа из Евангелия от Луки: «И взяв Чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою». «Сия Чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается». «Моя Кровь» -здесь надо понимать как символ Великого Подвига Самопожертвования во Благо мира Жертвой Христа утверждалось новое Учение Света, призванное очистить и возродить дух человечества.
Задача Иисуса Христа заключалась в том, чтобы совершить путь человеческими ногамии руками, и показать людям, что в величайшей любви к человечеству можно пожертвовать собою и претерпеть жесточайшие муки за желание принести людям свет постоянно забываемых ими Истин.
Вдохните волшебство этой картины , причаститесь из Чаши вселенской Любви, слейтесь с Великим Творцом для открытия Божественной Любви в своём сердце!
Аффирмация: “Я прошу моё Высшее Я, Высших Учителей, Высших Существ и все Высшие Силы позволить мне подключиться к медитации “Чаша Христа” Риту. Я выражаю свою волю быть заземленной(ым) в процессе проведения этой работы.
Я прошу провести работу максимально комфортно для меня с уместной интенсивностью и скоростью, для моего Наивысшего Блага!”